Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 148 имени Героя Советского Союза И.А. Борисевича»
г.Красноярск
  • STEM-образование

    S - science (наука)

    T - technology (технология)

    E - engineering (инженерное искусство

    M - mathematics (математика)

    Программа «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» является парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

    ФГОС ДО предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, а стандарт начального образования обеспечивает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса для достижения целей личностного, социального и познавательного развития младших школьников.

    Таким образом, на современном этапе развития образования детей дошкольного и младшего школьного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.

    Современное образование всё более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы, направлены на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей детей.

    Попытка развития интеллектуальных способностей на регламентированных занятиях в детском саду и уроках в начальной школе малоэффективна, поскольку более высокие уровни компетенций требуют самостоятельности, ответственности в решении нестандартных задач, что слабо достижимо в рамках традиционной модели обучения. Ответить на этот вызов может лишь принципиально новая конструкция образовательной среды, составной частью которой является развивающая предметно-пространственная среда.

    Поэтому целью данной парциальной модульной образовательной программы «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами STEM-образования.

    Из обращения Президента РФ В. В. Путина к Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 года: «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. В кратчайшие сроки нам необходимо разработать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных». Данные слова актуализируют STEM-образование и подчёркивают его преимущества, а именно:

    1. Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т. д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности.

    2. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образовательной среде всех уровней образования. В контексте преемственности всех уровней образовательной системы РФ все компоненты образовательной среды — содержательные, технологические, предметно-пространственное наполнение, материально-техническое обеспечение - преемственны в логике возрастных возможностей и содержательного усложнения.

    3. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направлено на формирование не только компетенций, специфичных для этих видов деятельности, но и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.

    4. Развитие критического мышления рассматривается как трёхступенчатый процесс, направленный на формирование:

    - умений получать необходимую информацию;

    - умений её анализировать;

    - умений применять полученную информацию в практической деятельности.

    5. Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования заключается в умении:

    - объединять индивидуальные интеллектуальные алгоритмы для достижения  общих целей;

    - договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обоснованными фактами и т. д., то есть формирует культуру дискуссии и навык «сублимированного вывода».

    Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде.

    Кроме того, в процессе коллективной деятельности воспитывается ценностное отношение как к процессу, так и к результатам труда, как общего, так и каждого участника.

    6. Первичная пропедевтика ряда профессий и специальностей XXI века, среди которых: специалисты в области информационных технологий, в том числе информационной безопасности, умеющие работать с большим объёмом оперативной информации; аналитики, инженеры и операторы электронно-вычислительных систем; специалисты машиностроительных отраслей; специалисты в области робототехники, автоматики, ядерной физики, радиохимии, безопасности и нераспространения ядерных материалов; военные профессии, где требуются технические знания из разных областей.

    7. Развитие интереса к техническому творчеству. STEM-образование призвано возродить систему секций и кружков «юных техников», основанных на естественном интересе детей к техническому конструированию и моделированию.

    Важно, чтобы данные виды деятельности опирались на исследовательский опыт ребёнка, приобретённый в детском саду, чтобы естественнонаучная картина мира формировалась на основе системно-деятельностного подхода и базировались на знаниях, полученных опытно-экспериментальным путём.

    В данной программе окружающий мир изучается ребёнком через игру и экспериментирование с объектами живой и неживой природы. Методические материалы дают связь между живыми существами и роботами, мотивируя ребёнка двигаться от игры и детского эксперимента через конструирование и увлекательное техническое и художественное творчество к проектированию и созданию роботов — моделей, напоминающих объекты живого мира. Основы программирования и использование датчиков приводят к возникновению у ребёнка желания наделить эти создания зрением, слухом и логикой. Это очень увлекательный процесс, который может стать мотивационным стержнем до окончания образования и получения любимой специальности: инженера, программиста, конструктора, учёного.

    STEM, таким образом, становится дополнением к обязательной части основной образовательной программы (ООП). В основной образовательной программе для дошкольников, особенно в части, разрабатываемой участниками образовательных отношений, мобильно и динамично реализуется востребованное содержание, отвечающее интересам и приоритетам современного дошкольника.

    Программы STEM для младших школьников ориентированы на увеличение их интереса к обычным урокам, где они получают базовые знания из различных областей науки и техники. Во внеурочной деятельности школьники применяют уже полученные знания и дополняют их умениями, добытыми в опытно-экспериментальной практике.

    8. Формирование основ безопасности, как собственной (в процессе взаимодействия с окружающим миром), так и безопасности окружающей среды, которая напрямую зависит от деятельности человека, осмысление технократических рисков,  влияния технического развития на экологию и состояние планеты в целом. Особенно актуальным является вопрос возможного влияния роботизации на судьбу человечества.

    9. Создание условий для выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей, имеющих неординарное мышление и проявляющих особые способности и стремление к научно-техническому творчеству.

    Преемственность между СП «Детский сад» и начальной школой в рамках реализации программы STEM-образования заключается в обеспечении системы непрерывного образования, связи и согласованности целей, задач и методов воспитания и обучения (по программам STEM) и позволяет детям постепенно осваивать более сложные навыки и знания в удобной и понятной форме.

    Мероприятия, которые помогают реализовать преемственность:

    - Создание развивающей среды для реализации образовательных модулей программы STEM-образования.  Например, оснащение оборудованием для STEM-лаборатории.

    - Повышение профессиональной компетенции педагогов детского сада и школы по STEM-образованию и  подготовке детей к школе.

    - Организация совместной работы педагогов детского сада и школы с детьми. Например, проведение  совместных мероприятий, опытно-экспериментальной деятельности.

    - Работа с родителями будущих первоклассников в направлении STEM-образования. Например, проведение  родительских собраний, создание памяток для родителей.

    Программа состоит из 6 модулей: «Дидактическая система Ф. Фрёбеля», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «LEGO-конструирование», «Мультстудия «Я творю мир», «Робототехника».

    Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию цели STEM-образования.

    Преемственность образовательных модулей в СП «Детский Сад» и начальной школе носит системный характер и обеспечивает последовательный переход от дошкольного уровня образования к начальному без потери качества и пропусков в обучении:

    - Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» находит своё продолжение в модулях «Инженерия», «Логика и комбинаторика», «Робототехника и искусственный интеллект» программы для НОО.

    - Образовательный модуль «Лего-конструирование» создаёт условия для развития навыков конструирования и для ознакомления с базовыми физическими понятиями и осмысления причинно-следственных связей, коррелирует с модулем «Инженерия», «2-D, 3-D моделирование», «Мультстудия» для НОО.

    - Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет поддерживать природную любознательность детей, развивать навыки самостоятельного исследовательского поиска, сбора и анализа информации, проведения опытно-экспериментальной работы, защиты выводов своего исследования. Он находит продолжение в образовательном модуле НОО «Исследовательская деятельность».

    - Образовательный модуль «Математическое развитие» позволяет обеспечить формирование ключевых для STEM-образования математических понятий и элементарных математических представлений в сознании ребёнка дошкольного возраста, находит своё продолжение в образовательном модуле «Логика и комбинаторика».

    Таким образом, преемственность между этими этапами образования способствуют гармоничному развитию ребенка, позволяя ему последовательно погружаться в мир технологий и инженерии, начиная с игры и заканчивая серьезным проектированием

    Формы и методы обучения:

              В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, ролевые игры,  исследовательские опыты. Тематические занятия проходят на базе образовательной организации (дошкольники), а также в форме увлекательных занятий, интегрированных уроков в формате межсетевого взаимодействия с "Парком чудес Галилео" и МБОУДО "Центр дополнительного образования "Аэрокосмическая школа имени Героя Социалистического Труда Гупалова В.К." (начальная школа).

    Прогнозируемые результаты

    1. У детей формируются социально-коммуникативные навыки, воспитывается усидчивость, командная работа, целеустремленность, желание довести начатое дело до конечного результата – получить итоговый   продукт свих стараний.

    2. Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным особенностям.

    3. Развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие), формируется их устойчивость.

    4. Активно развивается монологическая и диалогическая речь, навыки общения и коммуникации.

    ГБП «Формирование современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения STEM технологий в образовательном процессе ДОУ»

    Экспериментирование с живой и не живой природой

    Математическое развитие

    Родительский клуб

    LEGO - конструирование

    Мультстудия

    Из опыта работы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie